Классификация и назначение автомобильного подвижного состава.
Классификация и назначение автомобильного подвижного состава.
Основные типы автомобилей и прицепов.
Подвижный состав автомобильного транспорта состоит из автомобилей различных типов, а также прицепов и полуприцепов, которые буксируются автомобилями. Автомобиль и буксируемые им прицепы или полуприцепы образуют автомобильный поезд. По назначению автомобили подразделяются на транспортные, служащие для перевозок пассажиров и грузов, специальные, предназначенные для выполнения тех или иных производственных операций, а также гоночные, используемые на спортивных соревнованиях (рис. 1). Наибольшее распространение получили транспортные автомобили (рис. 2), которые разделяются на грузовые, пассажирские и грузопассажирские. К пассажирским автомобилям относятся легковые автомобили и автобусы.
Рис. 1. Классификация автомобилей
Легковые автомобили служат для перевозки небольшого числа пассажиров (до 8 человек). Грузопассажирские автомобили служат для перевозки пассажиров и небольших грузов.
Специальные автомобили служат для выполнения определенных работ и имеют соответствующее оборудование. К таким автомобилям относятся пожарные автомобили, автомобили для уборки улиц и др.
Применение автопоездов позволяет увеличить производительность подвижного состава и снизить себестоимость перевозок. К прицепному подвижному составу относятся прицепы, полуприцепы, прицепы-роспуски, а также специальные прицепы (например прицепы-тяжеловозы).
Одноосные прицепы применяют для работы с автомобилями малой грузоподъемности. Через дышло 2 (рис. 3, а) такой прицеп соединяют С автомобилем. Если одноосный прицеп не буксируется автомобилем, ТО для опоры опускают переднюю 1 и заднюю 3 подставки.
По полной массе грузовые автомобили подразделяются на семь категорий (табл. 1), что определяет их транспортное использование.
Таблица 1. Категории грузовых автомобилей
Полная масса автомобиля |
Эксплуатационное назначение |
До 1,2т |
Выполнены на шасси легкового автомобиля для предприятий связи, торговой сети, бытового обслуживания населения |
От 1,2 до 2,0т |
Для перевозки небольшого количества грузов, обычно в пределах населенного пункта |
От 2,0 до 8,0т |
Для перевозки грузов предприятий, имеющих средний грузооборот |
От 8,0 до 14,0т |
Для перевозки строительных материалов, топлива и продукции крупных промышленных предприятий по дорогам с твердым покрытием |
От 14,0 до 20,0т |
Для обслуживания больших и установившихся фузопотоков, обычно вне дорог общего пользования (карьеры, рудники, крупные стройки) |
От 20,0 до 40,0т |
|
Свыше 40т |